Урок 7. Признаки делимости на 9 и на 3




 

Цели: 

 ознакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3; развивать логическое мышление; воспитывать умение оценивать объективно труд своих товарищей.

 

Информация для учителя Учителю следует обратить внимание учащихся на понятие числа и цифры и формулировку признака делимости («сумма цифр»).


Ход урока


I. Организационный момент


Проверка настроения: прием «Мордашки» (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

image10

В течение урока учитель может несколько раз попросить детей поднять эти карточки.

 

II. Устный счет


1. Упростите:


Зх + 4х            х + х             4х + 7х — 3х           х + х + х + х

10х — х            5х — х           8х — 5х + х            4х + 8х — х + 2 х


2. Назовите 3 числа, меньшие 54, делящиеся на 10.


3. Назовите наименьшее натуральное число.


— Назовите наибольшее натуральное число. (Назвать нельзя, так как натуральных чисел бесконечно много.)


— Перечислите все цифры, которые мы используем для записи чисел.


Современные цифры 1, 2, 3, ..., 9, 0 — ценнейший вклад в сокровищницу математических знаний.

 

Эти цифры позаимствовали арабы в Индии у индусов.


4. На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10-ти руках? (5 · 10 = 50.)


5. Не вычисляя суммы, докажите, что:


а) 100 + 250 + 75 делится на 25;

б) 36 + 60 + 24 делится на 4;

в) 23 + 16 + 44 не делится на 2;

г) 18 + 27 + 36 делится на 9;

д) 18 + 180 + 11 не делится на 6.


— На каких свойствах суммы основаны ваши ответы? (Если каждое слагаемое кратно числу а, то и сумма кратна числу а; если только одно слагаемое суммы не кратно числу а, то и сумма не кратна числу а).

 

III. Индивидуальная работа

 

 

Вычислите

Упростите

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0,4 + 5,7

0,21 : 0,7

10,1 - 0,7

0,4 + 0,76

1,9 · 0,3

0,46 · 10

1,6 : 0,04

3,6 : 0,3

2,4 · 500

26 - 9,6

41,3 - 4,8

9 - 5,34

22,6 · 0,001

74,67 · 1000

0,067 · 100

7х + 2,3х — 4х

6у — 1,9у + 5у

4,9х - х + 2,6х

3,2р — 2,5р + 4 + 3х

7,5у - 4у + 5 + 6у

0,7р + 3,5 + р + 2,3р

20х — 8,6х + 5 — 11х

у + 6у - 5 + 3,5у

6с + 6 + 6с — с — 2х

5,3х + 1,7х — 4 х

0,5с + 0,8с + 8,3

7,1х — 4,4х + 2,5х

7,2х - х + 3х - х

4,6х + х + х — 2,8х

а + 1,1 + 1,1а — 0,3а

 

IV. Сообщение темы урока


— Сегодня мы познакомимся с признаками делимости на 9 и на 3.

 

V. Изучение нового материала


1. Подготовительная работа.


— Запишите:


Вариант I. 2 трехзначных числа, делящихся на 9.

Вариант II. 2 двухзначных числа, делящихся на 9.


— Найдите сумму цифр этих чисел. Проверьте, делится ли она на 9.

— Запишите четырехзначное число, сумма цифр которого делится на 9. Проверьте, делится ли оно на 9.

— Какой вывод можно сделать? (Число, сумма цифр которого делится на 9, делится на 9 и если число делится на 9, то сумма цифр делится на 9.)

 

VI. Физкультминутка

 

VII. Работа над задачей


1. № 66 стр. 14 (устно).


— Прочитайте задачу.

— Как вы понимаете задачу?

— О чем говорится в задаче?

— Обоснуйте свой ответ.


(Ответ: а) не может во всех подарках быть 25 конфет, так как число 25 не делится без остатка на 3 и т.д.)

 

VIII. Закрепление изученного материала


1. № 61 стр. 14 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием).


Рассмотреть 1 число — образец решения показывает учитель, остальные числа - 1 ученик у доски, все в тетрадях.

Образец записи:


75 432

7 + 5 + 4 + 3 + 2 = 21


21 : 3 = 7, следовательно, 75 432 делится на 3


21 не делится на 9, следовательно, 75 432 не делится на 9.

 

IX. Самостоятельная работа


Взаимопроверка.


Вариант I. № 69 (первые две строчки) стр. 15, № 62, № 64 (а) стр. 14.


Вариант II. № 69 (вторые две строчки) стр. 15, № 62, № 64 (б) стр. 14.


— У кого возникли вопросы по проверке?

— Покажите с помощью карточек ваше отношение к процессу проверки.

 

X. Повторение изученного материала


1. Решите устно.


7х = 2;                      2х = 7;

8х = 3;     

                 3х = 8.

— Как найти неизвестный множитель? (Надо произведение разделить на известный множитель.)


2. № 84 (1, 2) стр. 16 (на доске и в тетрадях).


Решение:

(Ответ: n = 127,75; а = 16,5.)

№ 82 стр. 16 (самостоятельно, устная проверка).

 

XI. Подведение итогов урока


— Покажите с помощью карточек, какое настроение преобладало у вас на протяжении всего урока.

— Какое задание вас заинтересовало больше других?


Домашнее задание


Учебник стр. 14, выучить правила; № 86, 88 стр. 16; № 90, 91 (а, в) стр. 17.

 




Создан 15 дек 2015



 


Математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление, наконец. 


В любом деле все эти умения будут востребованными.

андерсен

.





© 2015  Уроки математики.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru