Урок 9. Простые и составные числа




Цели: 

 ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых чисел;

учить делать выводы; закреплять умение решать уравнения.


Информация для учителя

 

Таблицу простых чисел, помещенную на обложке учебника, следует подробно рассмотреть с учащимися. Полезно ее вывесить в классе и использовать в работе.


Ход урока


I. Организационный момент


Девизом сегодняшнего урока будут слова математика Карла Фридриха Гаусса: «Математика — царица наук; теория чисел — царица математики».

 

II. Устный счет


1. № 103 (а, г) стр. 18. Записать ответы на листах. Взаимопроверка. Дети цепочкой читают ответы.

— Кто не согласен с этим ответом?


2. Во сколько раз лестница на 6-й этаж дома длиннее лестницы на 2-й этаж этого же дома? (В 5 раз.)


3. Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты? (Равны.)


4. Назовите 3 числа, кратных 5; кратных 2; кратных 10.


Верно ли, что:


а) любое число, кратное 10, кратно 5;


б) любое число, которое кратно 2 и кратно 5, кратно 10?


5. Решите уравнения. Выберите из пяти чисел то, которое является корнем уравнения. Прочтите получившееся слово.

 

 

 

И

С

Ч

Л

0

1

х- 100 = 259

159

279

359

39

361

2

(24 - х) + 30 = 50

4

56

44

36

104

3

810 : = 9

9

90

7290

80

801

4

30 у - 2 у - 280

1

100

18

10

1000

5

20 + 30 = 2000

4

400

5

50

40

 

1

2

3

4

5

Ч

И

С

Л

О

 

Слово «число» по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».

 

III. Сообщение темы урока


— Это слово поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем ее: «Простые и составные числа». Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел и постоянно будем убеждаться в справедливости слов Карла Фридриха Гаусса.

 

IV. Изучение нового материала


1. Подготовительная работа.


— Назовите все делители числа: а) 10; б) 13; в) 1; г) 12; д) 7, е) 24.

— Сколько делителей имеет каждое число?

 

Данное число

Делители числа

Количество делителей

10

1, 2, 5, 10

4

13

1, 13

2

1

1

1

12

1, 2, 3, 4, 6, 12

6

7

1, 7

2

24

1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24

8

 

— На какие группы можно разделить данные числа? Почему?


(На три группы:


1 группа — числа, которые имеют только два делителя;

2 группа - числа, которые имеют более двух делителей;

3 группа — число 1, у него только один делитель.)

 

V. Физкультминутка

 

VI. Закрепление изученного материала


1. № 93 стр. 17 (устно).


(Ответ: 31—2 делителя: 1 и само число; 25 — 3 делителя: 1, 5, 25; 100 — 9 делителей: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50, 100.)


— Какие из этих чисел являются составными? (25, 100.)

— Почему? (Имеют больше двух делителей.)

— Назовите наибольший делитель числа 25, 100. (Это сами эти числа.)


2. № 94 стр. 17 (самостоятельная работа с таблицей простых чисел).


— Выпишите в тетрадь только простые числа. (101, 409, 563, 863, 997.)

 

VII. Самостоятельная работа


Взаимопроверка.


Вариант I. № 109 (а), № 110 (а), № 112 (а) стр. 19.


Вариант II. № 109 (б), № 110 (б), № 112 (б) стр. 19.

 

VIII. Работа над задачей


1. № 113 стр. 19. После разбора учащиеся решают самостоятельно.

— Прочитайте задачу.

— Как вы понимаете задачу?

 

Решение:

 

 

1 условие

2 условие

Обещание выполнено

а

+

б

+

в

+

+

+

г

 

— В чем сходство этой задачи с задачей нахождения решений неравенства? (Каждое число должно одновременно удовлетворять двум условиям: быть больше 2, но меньше 6.)

 

IX. Повторение изученного материала


№ 105 стр. 18. (у доски и в тетрадях).

— Как перевести десятичную дробь в проценты? (Надо десятичную дробь умножить на 100, а для этого перенести запятую в числе вправо на два знака.)

 

X. Подведение итогов урока


— Каким свойством обладает единица? (Число 1 не является ни простым, ни составным числом.)

— Приведите примеры простых чисел.

— Верно ли высказывание: 120 005 — составное число? (Да.)

— Почему? (Число имеет больше двух множителей, оно делится на 5, так как запись числа оканчивается цифрой 5.)

— Какие задания заставляли вас задуматься?


Домашнее задание


Выучить простые числа от 2 до 20. Разобрать задачу № 108 стр. 19, придумать и решить аналогичную; № 115 стр. 19; № 117 стр. 20.

 


 



Создан 15 дек 2015



 


Математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление, наконец. 


В любом деле все эти умения будут востребованными.

андерсен

.





© 2015  Уроки математики.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru