У р о к 117 ПИСЬМЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО




Цели:

 

познакомить с приемом письменного умножения на двузначные числа; закрепить умение решать задачи на движение.

 

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Устный счёт.


1. Задание «Занимательные рамки».

 

2. Переведите.

 

18 т 4 ц = … кг        600 см2 = … дм2

3 т 5 кг = … кг         13 дм2 = … см2

18 дм2 = … см2        1 м2 = … дм2

28 ч = … сут. … ч   17 000 см2 = … дм2

 

III. Работа над новым материалом.


При ознакомлении с приемами письменного умножения на двузначное число предложить ученикам выполнить умножение устно, подобрав числа так, чтобы трудно было вычислить неполные произведения, например 69 · 48.

 

Ученики делают на доске запись:

 

69 · 48 = 69 · (40 + 8) = 69 · 40 + 69 · 8

 

Учитель объясняет, что вычислить произведение устно в таких случаях трудно, поэтому вычислим письменно. Вызванные ученики записывают решение на доске:

 

Учитель. Произведения 2 760 и 552 называют неполными; сложив эти произведения, получим произведение чисел 69 и 48, оно равно 3 312. Решение примера 69 · 48 можно записать в столбик короче: подписываем единицы под единицами, а десятки под десятками; умножим 69 на число единиц, на 8, получим первое неполное произведение; умножим 69 на 40: сначала на 4, на число десятков, а потом результат умножим на 10, получим второе неполное произведение; сложим неполные произведения.

 

Умножаем 69 на 8: девятью восемь – 72, 2 пишем, 7 запоминаем. И т. д.

Умножаем 69 на 40: умножим 69 на 4 и к результату припишем 0; умножаем 69 на 4: четырежды девять – 36, пишем 6 под десятками (оставляем место для 0), а 3 запоминаем. И т. д. Пишем 0 под единицами.

 

Сложим неполные произведения: 2 да 0 – 2, 5 да 6 – 11 и т. д.

После этого учащиеся объясняют по учебнику (с. 35 вверху), как умножили 46 на 73. Обращаясь к записи в столбик, данной в учебнике, учитель объясняет: «Нуль в конце второго неполного произведения можно не писать, так как, сложив число единиц первого неполного произведения с этим нулем, всегда получим число единиц первого неполного произведения. В дальнейшем не будем писать этот нуль, но при умножении на число десятков начнем подписывать второе неполное произведение под десятками первого неполного произведения».

 

После этого учащиеся объясняют по записям, данным в задании 165, как умножили 68 на 45, 86 на 53 и 96 на 16. Затем выполняют задание 166: вслух подробно объясняют решение каждого примера, записывая в столбик.

 

Ф и з к у л ь т м и н у т к а


IV. Работа над пройденным материалом.


Задачу 167 учащиеся решают самостоятельно. Одного учащегося можно вызвать решать на закрытую доску, а потом произвести проверку. Условие задачи записывается чертежом.

 

V. Итоги урока.


Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

 

Дети. Сегодня на уроке мы учились умножать на двузначное число столбиком.

 

Учитель. Что повторили на уроке?

 

Дети. Мы повторили решение задач на движение.

 

Домашнее задание:

 

задание 168; тетрадь № 2, с. 31, № 4–7.

 

 



Создан 14 фев 2016



 


Математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление, наконец. 


В любом деле все эти умения будут востребованными.

андерсен

.





© 2015  Уроки математики.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru