У р о к 131 ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО






 

 

Цели:

 

познакомить с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число; совершенствовать представления о неравенствах; закрепить умения решать задачи.

 

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Устный счёт.


1. Задание 219, с. 46 (можно вынести на доску).

 

Проверьте, верны ли неравенства:

 

478 · 24 < 478 · (3 · 9)      296 · 80 > 296 · (10 + 2)

356 · 10 · 6 > 356 · 16      134 · 19 < 134 · 9 · 10

 

2. Задание 220, с. 46.

 

Заполните таблицу:

 

с

7

12

15

40

50

0

d

8

8

15

1

0

200

c + d

 

 

 

 

 

 

20 · (c + d)

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа над новым материалом.


При ознакомлении с этим приемом можно сначала использовать уже известный детям прием подбора частного.

 

Учитель. Надо разделить 296 на 74. Сколько цифр будет в частном?

 

Дети. Одна.

 

Учитель. Эту цифру можно найти подбором. Объясняйте.

 

Дети. Пробуем 2: умножим 74 на 2, получится 148; не подходит, так как 296 – 148 = 148, а 148 > 74. Пробуем 3: умножим 74 на 3, получится 222; не подходит, так как 296 – 222 = 74, а остаток должен быть меньше, чем 74. Пробуем 4: умножим 74 на 4, получится 296; подходит. Значит, 296 : 74 = 4.

 

Учитель. Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его.

Дети. 70.

 

Учитель. Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 296 на 70.

 

Дети. Разделю 29 на 7, получится 4.

 

Учитель.  Эта цифра пробная, так как надо было делить на 74, а делили на 70. Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. Как проверите?

 

Дети. 74 · 4 = 296.

 

Учитель. Назовите ответ.

 

Дети. 296 : 74 = 4.

 

Учитель. Записывают решение так:

 

Далее ученики читают объяснение на с. 46 и по записи объясняют, как выполнено деление числа 384 на 96 (задание 215).

 

Учитель. Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4.

 

Для закрепления полученных знаний учащиеся решают задание 216. Часть из них ученики решают под руководством учителя, а часть – самостоятельно. При этом учащиеся (про себя) заменяют делитель разрядным числом и сразу говорят, на какое число будут делить и как найти цифру частного.

 

Ф и з к у л ь т м и н у т к а


IV. Работа над пройденным материалом.


После чтения задачи 217 учащиеся записывают ее условие кратко в таблицу.

 

Учитель. Можно ли сразу узнать, сколько машин выпустит завод за 36 дней?

 

Дети. Нет.

 

Учитель. Почему?

 

Дети. Не знаем, сколько машин завод выпускал сначала.

 

Учитель. А это можно узнать?

 

Дети. Да, выполнив деление.

 

Учитель. Составьте план решения задачи.

 

Дети составляют.


Учитель. Решите задачу самостоятельно, записывая отдельно каждое действие.

 

Дети работают самостоятельно.


V. Итоги урока.


Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

 

Дети. Мы учились делить на двузначное число.

 

Учитель. Что повторяли на уроке?

 

Дети. Решали задачи.

 

Домашнее задание:

 

задание 218; тетрадь № 2, с. 42, № 1–2.

 

 



Обновлен 04 дек 2016. Создан 23 фев 2016



 


Математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление, наконец. 


В любом деле все эти умения будут востребованными.

андерсен

.





© 2015  Уроки математики.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru