У р о к 22. ТОЧКА. КРИВАЯ ЛИНИЯ. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК




 

Цели урока: дать учащимся первичные представления о кривой линии, прямой линии, отрезке; продолжать работу по усвонию учащимися состава чисел 2–5; продолжать пропедевтику темы «Задача».

 

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.


1. Знакомство с новыми понятиями.


На доске изображено несколько разных линий.

Учитель просит детей внимательно посмотреть на доску и сказать, что они заметили.

В результате беседы учащиеся под руководством учителя делят все изображённые на доске объекты на 4  г р у п п ы:

 

точки, кривые линии, прямые линии, отрезки.


2. Графическое изображение изученных линий. Выводы.


– Чем прямая линия отличается от кривой?

– Каким чертёжным инструментом нужно воспользоваться, чтобы начертить прямую линию? (Линейкой.)

– Как вы думаете, почему линейку так назвали?

– Про линейку даже есть стихотворение:

Я – линейка. Прямота –

 Моя  главная  черта. 

– Начертите в ваших тетрадях одну прямую линию и одну кривую.

– Нужна ли линейка, для того чтобы начертить кривую линию?

– Поставьте в ваших тетрадях точку.

– Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку? (Высказывания детей.)

– Проведите одну прямую линию.

– Можно ли провести ещё?

– Проведите.

– А ещё можно провести прямую линию через эту же точку?

– Проведите.

– А ещё можно?

– Проведите.

 

– Какой  в ы в о д  можно сделать? (Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий.)

– Как вы думаете, можно ли через одну точку провести бесконечно много кривых линий?

– Попробуйте это сделать.

– Какой вывод из этого следует?

– А теперь поставьте в ваших тетрадях две точки.

– Сколько через них можно провести прямых линий? (Высказывания детей.)

– Проведите прямую линию.

– Проведите ещё одну прямую через эти же точки. (Дети пытаются выполнить задание учителя и приходят к выводу, что это сделать невозможно.)

– Получилось ли у вас это сделать?

– Какой  в ы в о д  из этого следует? (Через две точки можно провести только одну прямую линию.)

– Поставьте ещё две точки в ваших тетрадях.

– Сколько кривых можно провести через них?

– Проведите одну кривую линию.

– Можно ли провести ещё одну кривую линию через эти же две точки?

– Попробуйте это сделать.

– А ещё одну?

– Проведите.

 

– Какой  в ы в о д  из этого следует? (Через две точки можно провести много кривых линий.)

– Проведите прямую линию.

– Поставьте на ней две точки.

– Часть прямой от одной точки до другой выделите цветным карандашом.

– Посмотрите внимательно на доску и найдите линии, похожие на полученную вами.

– Как называются эти линии? (Отрезки.)

– Чем отрезок отличается от прямой линии?

Учитель помогает детям сделать  в ы в о д. (Отрезок – это часть прямой линии. Отрезок имеет начало и конец, то есть ограничен с двух сторон точками, в отличие от прямой линии, которая не имеет ни начала, ни конца, то есть бесконечна.)

– Начертите в ваших тетрадях два отрезка.

 

В з а и м о п р о в е р к а.

 

III. Пропедевтика темы «Задача».


Учитель предлагает учащимся рассмотреть задание 2 (с. 37 учебника, часть 1).

 

– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить?

– Составьте рассказы и поставьте к ним вопросы.

– Какое числовое выражение соответствует первому рисунку?

– Какое числовое выражение соответствует второму рисунку?

– Какие числовые выражения оказались «лишними»?

– Составьте по ним рассказы.

 

IV. Составление и чтение равенств.


Учитель может использовать задание 3 (с. 37 учебника, часть 1) и задание 1 (с. 10 в тетради № 1).

 

Р а б о т а    п о   у ч е б н и к у.

– Составьте выражения в соответствии с рисунками. (Выражения могут записываться учащимися в тетрадях с комментированием, а могут быть записаны только на доске.)

Учителю следует добиваться от учащихся того, чтобы каждое из записанных выражений они читали разными способами.

 

Р а б о т а   в   т е т р а д и.

Учащиеся читают первое из записанных выражений и закрашивают фигуры, из которых состоит рисунок, в соответствии с выражением.

Например: дано выражение 3 + 2 = 5. Учащиеся закрашивают 3 квадрата синим цветом, а 2 квадрата – зелёным.

 

Вся работа выполняется  ф р о н т а л ь н о.

 

V. Итог урока.


– Какие открытия сделали?

– Какая линия называется прямой?

– Что такое «отрезок»?

– Сколько прямых линий можно провести через 1 точку?

– А через две? 

 

 



Обновлен 30 ноя 2015. Создан 02 фев 2014



 


Математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление, наконец. 


В любом деле все эти умения будут востребованными.

андерсен

.





© 2015  Уроки математики.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru