У р о к 39. ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0




 

Цели урока: познакомить учащихся с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; показать, что при вычитании из числа его самого получается нуль; отрабатывать навыки счёта в пределах 10; закреплять знание детьми состава изученных чисел; формировать умение чертить отрезки заданной длины.

 

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.


Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.

 

З а д а н и е  1 (с. 64 учебника, часть 1).

– Рассмотрите рисунки.

– Что заметили?

– Сколько клубничек на первой тарелке?

– Какой цифрой запишем количество клубничек?

– Запишите.

– Сколько клубничек на второй тарелке?

– Какой цифрой запишем их количество?

– Запишите.

– Сколько клубничек на последней тарелке?

– Как показать, что на последней тарелке нет клубничек?

– Для того чтобы показать, что на последней тарелке нет клубничек, в математике используют особое число «нуль» (0), которое можно записать цифрой «ноль» (0). 

Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 0 на доску.

 

III. Анализ образца и письмо цифры 0.


– Что вам напоминает цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это нуль иль ничего.

                            

Далее учащиеся анализируют образец цифры 0, а затем прописывают цифру в тетради (с. 17 в тетради № 1, задание 6).

Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой и сообщает детям о том, что число 0 делит числовую прямую на две части.

После этого учащиеся выполняют вторую часть задания 6 (с. 17 в тетради № 1): вставляют пропущенные числа.

 

Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.

 

По рисунку 2 (с. 64 учебника, часть 1) ученики составляют рассказы, соответствующие записанным ниже равенствам, сравнивают числа и записывают полученные неравенства в тетрадь с комментированием. (Учитель выполняет запись на доске.)

 

IV. Соотнесение числа с цифрой.


Вычитание числа из самого себя.


Р а б о т а   в  т е т р а д и.

 

З а д а н и е  5 (с. 17 в тетради № 1).

– Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить?

– Соедините на рисунке тарелки с яблоками и цифры, обозначающие  число яблок.

 

С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.

В з а и м о п р о в е р к а.

 

V. Формирование представления учащихся о том, что, если из числа вычесть его само, получится нуль.


Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м   и   н а б о р н ы м   п о л о т н о м.

 

Можно использовать задание 4 (с. 64 учебника, часть 1) и различный счётный материал.

Учитель просит учеников рассмотреть рисунок в учебнике.

– Сколько смородинок было на веточке? (Пять.)

– Сколько сорвали? (Пять.)

– Сколько смородинок осталось? (Нуль.)

– Запишите равенство, соответствующее рисункам.

З а п и с ь  с комментированием:

 

5 – 5 = 0.

Далее учитель выставляет на наборное полотно, например, 7 апельсинов, затем все апельсины убирает.

 

– Составьте небольшой рассказ.

Было 7 апельсинов. Дети съели 7 апельсинов. Сколько апельсинов осталось?

– Запишите равенство, которое соответствует составленному вами рассказу.

 

З а п и с ь  с комментированием:

7 – 7 = 0.

 

Затем проводится аналогичная работа с использованием других предметов счётного материала, в результате которой в тетрадях детей и на доске появляется  з а п и с ь:

3 – 3 = 0

 

6 – 6 = 0

1 – 1 = 0

8 – 8 = 0

 

– Рассмотрите внимательно все записанные равенства.

– Что заметили?

– Какой  в ы в о д  из этого следует? (Если из числа вычесть это же число, получится нуль.)


VI. Пропедевтика темы «Задача».


Работа проводится с использованием заданий 1, 2 (с. 65 учебника, часть 1).

Учащиеся читают текст первой задачи (термин «задача» на данном уроке не вводится).

– О чём рассказ?

– Что в рассказе известно?

– Что нужно узнать?

– Какое арифметическое действие нужно использовать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

– Почему?

– Запишите решение в тетрадь.

 

З а п и с ь  с комментированием:

3 + 3 = 6 (т). 

Аналогичная работа проводится со второй задачей.

 

VII. Закрепление навыков счёта.


1. Решение круговых примеров.


Учащиеся под руководством учителя решают круговые примеры –  примеры, в которых значение предыдущего числа является началом следующего.

Учитель может использовать задание  на с. 65 учебника (часть 1), но лучше вынести его на  д о с к у.

 

5 – 3 = 2

2 + 1 = 3

3 – 2 = 1

1 + 3 = 4 

4 + 1 = 5


2. Игра «Назови соседа».


Учитель может использовать задание на полях учебника (с. 65, часть 1).  

 

VIII. Работа с геометрическим материалом.


Учитель или кто-либо из хорошо читающих детей читает текст задания 3 (с. 65 учебника, часть 1).

– Какой длины отрезок получился? (7 см.)

– Начертите его.

 

С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся. (Предварительно повторить с учащимися правила построения отрезков. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

 

IX. Итог урока.


– Что нового узнали?

– Что бы хотели выполнить ещё? 

 

 



Обновлен 30 ноя 2015. Создан 05 фев 2014



 


Математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление, наконец. 


В любом деле все эти умения будут востребованными.

андерсен

.





© 2015  Уроки математики.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru